Спецкурс Фанерное солнце
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Ваня Ивашков и Глеб Смирнов
5 Стажёры  
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Расширить представление слушателей об истории французского кинематографа
8 Задачи курса 1. Дать школьникам базовое представление об истории французского кино;
2. Увеличить насмотренность школьников;
3. Сформировать у аудитории не только информационную базу, но и способность видеть культурно-исторические и интерконтекстуальные связи;
4. Развить умение формулировать и аргументировать собственное мнение по киноведческим вопросам.
9 Особенности курса Курс дает представление не только непосредственно об отдельных фильмах и тенденциях французского кино, но и об их связи с историей Франции
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) В начале пары проходит лекция об истории Франции в рассматриваемый на паре период или отдельных кинематографических приемах и тенденциях, актуальных для фильмов, о которых идет речь на конкретной паре. Далее проходит леминар по теме с демонстрацией отдельных фрагментов из фильмов. В качестве подготовки к занятиям необходимо смотреть предложенные преподавателями фильмы (обычно один фильм в неделю).
11 Целевая аудитория Курс предназначен для школьников с любым уровнем подготовки, интересующихся историей кинематографа.
12 Краткое описание курса Курс по истории фрацузского кино: от братьев Люмьер до наших дней
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Не планируется
15 Формы контроля и
система отчётности
20% - Работа на занятиях
40% - Домашние задания в форме эссе
40% - Экзамен
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Офлайн

Если вдруг нужно будет перейти на онлайн, будем использовать Zoom или Google-meet в зависимости от их доступности на территории РФ
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 03.10.2024 Начало Приветственный тест. Знакомство. Зачем изучать историю кино? Первые кинематографические технологии. Как писать эссе.
2 10.10.2024 Начало Франция до и после Первой мировой войны. Изобретатели кинематографа. Жорж Мельес - изобретатель системы жанров в кино. Система жанров в кино. Первые кинематографисты и их художественный метод.
3 17.10.2024 Начало Франция между мировыми войнами. Появление звука в кино и его влияние. Основные сюжеты межвоенного кино. Профессии в кинопроизводстве. Понятие "модернизма" в искусстве.
4 24.10.2024 Папино кино Франция после второй мировой войны. Восстановление экономики. Четвертая республика. Война в Индокитае. Каннский кинофестиваль. Особенности операторской работы и монтажа в фильмах 40-х - 50-х. Негласный кодекс правил в искусстве.
5 31.10.2024 Папино кино Система финансирования французского кино. Трансформация жанров в послевоенном кино. Консервация художественных приемов 40-х. Авторы кассовых хитов 50-х.
6 07.11.2024 Новая волна Журнал "Cahiers de cinema" и Андре Базен, Новая волна. Теория авторского кино. Борьба с "папиным кино". Французский и американский кинематографы как источники взаимного вдохновения. Гротеск как важный художественный прием. Режиссерская импровизация.
7 14.11.2024 Новая волна Изменение французского общества и трансформация доминирующих идей. Деконструкция неформального табу на обсуждение в обществе "травматичных" тем и сюжетов. "Черно-белость" фильма как художественный прием.
8 21.11.2024 Новая волна "Рваный" монтаж. Влияние ручной камеры на кино. Съемка на свежем воздухе и в городской среде. Неожиданные траектории камеры. Музыка в кино: в мюзиклах и не в мюзиклах. Институт звезд в французском кинематографе. "Режиссеры левого берега".
9 28.11.2024 Массовое кино Жанровые режиссеры во Франции в период "Новой волны". Французская комедия и ее особенности. Взаимное влияние с американскими комедиями.
10 05.12.2024 Вне новой волны Война в Алжире. Париж преступный город. Неонуар - вторая жизнь уходящего жанра. Консервативный ответ режиссерам "Новой волны". "Аморальное спокойствие" медленного кино. Прощальные гастроли классических кинообразов. Смерть - центральная тема в творчестве Жан-Пьера Мельвилля.
11 12.12.2024 Новая волна 1968 год. Рост популярности в обществе "левых" идей. Закрытие парижской синематики. Студенческие восстания. Отмена Каннского фестиваля. Конец "Новой волны". Дальнейшие пути сформированных авторов.
12 19.12.2024   Экзамен
13 26.12.2024   Пересдача. Чаепитие. Резерв
  02.01.2025    
  09.01.2025    
  16.01.2025    
14 23.01.2025 Сюрреализм Смена нравов во Франции 70-х. Переустройство Европы. Изменение роли церкви в постдеголлевской Франции. Уход от реальности - лучший способ объяснить реальность. Гротескный эскапизм в фильме "Скромное обаяние буржуазии".
15 30.01.2025 70-е Кризис французского кино 70-х. Любовные драмы во французском прокате. Переход ключевых авторов в развлекательные жанры. Новые звезды французского кино. Статика во французском кино 70-х.
16 06.02.2025 Необарокко Франция в эпоху Франсуа Миттерана. Популярность левых нон-конформистов. Необарокко или Cinéma du Look. Зрелищность и динамика вместо застывших форм. Подвижная камера и яркий аудиовизуальный ряд снова производят революцию в кино. Бунтарский вопль разочарованной молодёжи.
17 13.02.2025 Массовое кино Массовое кино во Франции в 1970-е - 1980-е. Экспортные комедии - хиты французского проката. Отличие французских комедий 80-х от комедий в других ведущих кинематографий того времени.
  20.02.2025    
18 27.02.2025 90-е Социальные проблемы 90-х. Евросоюз в 90-х и социальная реакция французского общества. Уличная культура и ее отражение в кино. Премия "Сезар" и ее роль во французской киноиндустрии. Поэтика маленьких историй в кино 90-х. Параллельное существование стареющих мэтров (Ж.-Л. Годар, К. Кесльевский, Ж.-П. Раппно и др.) и молодых режиссеров-нон-конформистов (М. Кассовиц, Ж.-П. Жене и др.).
19 06.03.2025 90-е Французское зрительское кино на рубеже тысячелетий. Комедии, боевики и комедийные боевики в международном прокате. Международные проекты французских киностудий.
20 13.03.2025 2000-е Молодые имена во французском кино 2000-х, "смена поколений" ведущих режиссеров. Кросс-жанровые эксперименты. Пост-модердизм во французском кино и не только. Интертекстуальность в искусстве.
21 20.03.2025 2000-е Франция 2000-х и ее социальные проблемы. Социальное кино во Франции в контексте европейского "левого" кинематографа. Формалистические приемы в реалистическом кино.
22 27.03.2025 Современность Эксперименты с формой во французском кино. Поздний Жан-Люк Годар - один из самых радикальных авторов Франции. Попытки ухода от привычных форм пространства и времени. Пост-модернистское осмысление сюрреализма. Новое осмысление темы жизни и смерти.
23 03.04.2025 Современность Проблематика современного французского кино. Режиссеры-документалисты в художественном кино. Роль фильмов режиссеров - представителей расовых и этнических меньшинств в современном французском кино.
24 10.04.2025 Современность Ключевые лица в современном французском кино. Общее состояние индустрии и основные векторы развития.
25 17.04.2025   Экзамен
26 24.04.2025   Пересдача. Чаепитие. Резерв
  01.05.2025    
  08.05.2025    
  15.05.2025    
  22.05.2025    
  29.05.2025    
  05.06.2025    
  12.06.2025    
  19.06.2025    
  26.06.2025    
Список используемой и рекомендованной литературы
1 "125 лет кинодраматургии: От братьев Люмьер до братьев Нолан", К. Ахметов
2 "Fine cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа", Р. Криттенден
3 "Ален Делон", З. Пронченко
4 "Долгий '68. Радикальный протест и его враги", Р. Вайнен
5 "Искусство Кино. Введение в историю и теорию кинематографа", Д. Смит и Д. Бордуэлл
6 "История кино. Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство", И. Беленький
7 Журнал "Искусство кино"
8 Журнал "Сеанс"
9 Журнал "Cahiers de cinema"